Как предпринимателю выкупить арендуемое помещение
Владельцы малого и среднего бизнеса в России имеют преимущественное право на выкуп арендуемого помещения, если оно является собственностью Российской Федерации или муниципального образования, при условии соблюдения нескольких требований. Как понять, имеются ли основания для обращения с заявлением о выкупе, куда обратиться, какие документы необходимы — рассказывает адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»).
Кто обладает правом выкупа
Правом на выкуп арендуемого помещения обладают следующие лица: хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), зарегистрированные в надлежащем порядке в Едином государственном реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и включенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, однако обладают перечисленными далее признаками, то эти юридическое лицо или индивидуальный предприниматель также обладают правом преимущественного приобретения арендуемого имущества. Для этого необходимо, чтобы размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость не превышал для малых предприятий 400 млн рублей, для средних предприятий — 100 млн рублей; или чтобы численность сотрудников для малых предприятий была не более 100 человек включительно, для средних предприятий — не более 250 человек включительно;
Преимущественное право возникает при одновременном соблюдении следующих условий
- Арендуемый объект по состоянию на 1 июля 2013 года находится во временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение двух и более лет.
- Отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
- Арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества (распоряжение Росимущества от 22.02.2011 № 184-р «Об утверждении перечней недвижимого федерального имущества для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства»).
Порядок подачи документов
Итак, если собственник малого или среднего бизнеса имеет преимущественное право на выкуп арендуемого помещения, ему необходимо сделать следующее.
Обратиться с заявлением в уполномоченный орган, для Москвы таковым является департамент городского имущества города Москвы(http://dgi.mos.ru).
К заявлению, составленному по установленной департаментом форме, надо приложить перечисленные ниже документы.
- Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).
- Доверенность на право представления интересов предприятия или индивидуального предпринимателя.
- Устав (нотариальная копия).
- Свидетельство о постановке на налоговый учет (нотариальная копия).
- Свидетельство о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (нотариальная копия).
- Протокол общего собрания или решение единственного участника общества о назначении исполнительного органа (генерального директора).
В случае если заявитель не был включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы в течение всего периода пользования помещением, тогда дополнительно подаются следующие документы.
- Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (форма КНД 1110018) с отметкой налогового органа.
- Документы бухгалтерской отчетности — баланс (форма 1) и отчет о прибылях и убытках (форма 2) с отметкой налогового органа (для юридических лиц, применяющих общую систему налогообложения).
- Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения).
- Декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения).
- Декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности).
- Выписка из реестра акционеров, заверенная реестродержателем (для акционерных обществ).
- Выписка из реестра участников общества с указанием гражданства физических лиц — участников общества и долей участников в уставном капитале (для обществ с ограниченной ответственностью).
«После подачи документов у департамента есть 30 дней на рассмотрение заявления, по истечении которых выдается постановление о выкупе или отказ. Отказ, как правило, бывает в 30 % случаев, однако заявитель вправе оспорить его в судебном порядке. Как показывает практика, добиться постановления о выкупе через суд вполне реально, — говорит адвокат Олег Сухов. — Также необходимо учитывать, что в настоящий момент приватизация арендуемого имущества Российской Федерации или муниципального образования субъектами малого или среднего предпринимательства продлевается до 01 июля 2015 г., будет ли такое право действовать после — неизвестно, поэтому советую не затягивать с процедурой приобретения в собственность помещений».
Олег Сухов, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы,
ведущий юрист «Первого Столичного Юридического Центра», http://advokatsuhovoleg.ru/