Девелоперы не всегда учитывают интересы своей аудитории
По мнению экспертов проектного бюро Portner Architects, создать качественную среду в жилом комплексе возможно только с учетом четкого понимания особенностей и потребностей целевых групп и как результат - грамотного зонирования и функциональной организации общественного пространства в комплексе.
Сегодня же общественная среда в российских ЖК чаще всего остается непродуманной и реализуется как не концептуальная импровизация на финальной стадии проекта.
Комфортная среда обитания в жилом квартале подразумевает 3 ключевых фактора: наличие зон для отдыха и рекреации, возможность выбора и безопасность.
Организацию общественного пространства следует создавать с учетом целевой аудитории. Так, в проектном бюро Portner Architects аудиторию разделяют на четыре категории. Во-первых, это дети дошкольного возраста в сопровождении взрослых, для которых необходимо организовать прогулочные дорожки и разнообразные игровые площадки, снежную горку и т.п. Вторая аудитория - это дети школьного возраста и молодежь, для которых общественные пространства в жилом квартале являются местом встреч и досуга. Для них необходимо организовать зоны активного отдыха: обустроить небольшую баскетбольную площадку, поставить столы для настольного тенниса, сделать замкнутую беспрерывную дорожку для катания на велосипедах, роликах, самокатах, открытые тренажерные площадки антивандального исполнения и пр. Следующая аудитория, о которой необходимо позаботиться, это люди пожилого возраста. Для них необходимо организовать тихие места для уединения, а также для общения между собой, например, в формате мини-парка с крупномерными деревьями, возможно, небольшим водоемом и пр., то есть место со спокойной обстановкой. И четвертая категория – это люди активного возраста (работающие), которые пользуются общественными зонами в жилом квартале меньше всего, но, тем не менее, удобства для нее также необходимо учитывать. Например, если рядом с комплексом есть парковая зона, на которой можно кататься на велосипеде, было бы правильным сделать помещение для хранения велосипедов на первых этажах в подъездах. То есть при создании проекта важно грамотное зонирование общественных зон для этих аудиторий, обеспечивающее чтобы зоны экономично использовали небольшую территорию, но пользователи не мешали друг другу.
«Сегодня проблема среды в жилых комплексах заключается в том, что девелопера ничто не обязывает к созданию качественного в этом смысле проекта: ни закон, ни рыночная конъюнктура. Благоустройством в российских проектах занимаются в последнюю очередь, когда уже все квартиры проданы и у девелопера нет мотивации тратить на это деньги. Максимум, что делается, это выравнивается грунт и высаживается газон, ставится несколько скамеек и детская площадка, в отсутствии всякой концепции. Это стандартная импровизация на завершающей стадии проекта. Мы стремимся внедрить на рынок новые стандарты, ведь качество среды обитания обеспечивает не материальный капитал, а интеллектуальный - идея, наличие концепции. Но чаще всего в необходимости каких-либо нестандартных решений бывает очень сложно убедить заказчика. Как точно подметил Владимир Мартынов: нет великой архитектуры без великих заказчиков. Конечно, есть приятные исключения, но очевидно, что тенденцией это станет либо при усилении конкуренции, либо при изменениях в законодательстве, если застройщиков обязуют выполнять проекты благоустройства на более качественном уровне», - комментирует Саша Лукич, управляющий партнер и главный архитектор проектного бюро Portner Architects.
Справка:
«Portner Architects» - один из самых активных игроков рынка проектных услуг в России. Особенным профессиональным авторитетом компания пользуется в сфере проектирования торговых центров и жилья нового поколения, а также эффективной оптимизации проектных решений. Специализируется на создании знаковых архитектурных проектов и комплексном проектировании «под ключ», с прохождением госэкспертизы. За 10 лет работы компания выполнила около 100 проектов общей площадью 1.550.000 кв.м, реализованных на территории России, Франции, Украины, Сербии и Азербайджана. Является лауреатом 6 архитектурных премий и наград
Коммуникационное агентство «Репутация», reputacia.pro