Как отобрать у застройщика дорогу к загородному дому
В последнее время жителям коттеджных поселков все чаще приходится сталкиваться со случаями вымогательства со стороны компаний и физлиц, владеющих землей, на которой расположены объекты инфраструктуры - дороги, энергосети, газопроводы. По словам адвоката Олега Сухова («Юридический центр адвоката Олега Сухова»), единственным эффективным способом борьбы с самоуправством является установление публичного сервитута на пользование такими территориями.
Как правило, скандалы вокруг земли, прилегающей к распроданным земельным участкам, возникают после завершения строительства домов и заселения поселков. В один прекрасный день выясняется, что дороги, расположенные внутри поселка, а также подъезды к нему, оказались в собственности аффилированных с застройщиками структур - неких управляющих компаний, которые начинают активно вытрясать с владельцев недвижимости деньги на строительство дорог, газификацию и прочие нужды. Из-за инфраструктурной монополии к жителям зачастую не может проехать спецтехника, гости и даже скорая помощь.
"Такая ситуация встречается сплошь и рядом не только в Подмосковье, но и в других регионах. Недавно ко мне обратился гражданин, который несколько лет назад приобрел земельный участок. Дорога к его владениям проложена по землям, которые находятся в частной собственности. И недавно владелец занятого дорогой участка установил заоблачную плату за проезд по нему. Поездки стали влетать собственникам коттеджей в копеечку. В другой спорной ситуации собственник земельного участка, по которому проходил участок водопровода, не пустил к месту аварии в сети работников коммунальных служб", - приводит примеры злоупотреблений правом адвокат Олег Сухов.
По словам юриста, выходом из сложившейся ситуации может стать публичный сервитут. Так называется режим лимитированного использования земли. Сервитут может устанавливаться на основании публичных слушаний для организации прохода и проезда через соседний земельный участок; строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земли согласно установленному режиму использования; обеспечения других нужд владельцев недвижимости. Прежде чем добиваться установления публичного сервитута, необходимо выяснить статус спорной территории (категорию и вид использования), а также убедиться в отсутствии возможности строительства дорог по иным участкам.
Впрочем, сервитут - не единственный "антидот" против инфраструктурных злоупотреблений. Способы борьбы с самоуправством разнятся в зависимости от юридических нюансов. Известны случаи, когда предприимчивые дельцы закатывали в асфальт муниципальные грунтовки, регистрировали асфальтовое покрытие как объект недвижимости и монетизировали этот актив через установление платы за проезд. "При таком раскладе необходимо оспаривать решение Росреестра о регистрации права собственности на объект недвижимости в виде асфальтового покрытия. И, заодно, инициировать проверку ушлых лендлордов по линии правоохранительных органов", - резюмирует адвокат Олег Сухов. И напоминает, что недавно в Госдуму был внесен законопроект, призванный снять препятствия в пользовании объектами инфраструктуры через установление обязательного и безвозмездного публичного сервитута на земельные участки общего пользования, оказавшиеся в частной собственности.
Пресс-служба «Юридического центра адвоката Олега Сухова», http://advokatsuhovoleg.ru/